В первую очередь, обязанность устанавливать тахографы прописана в в 20 статье ФЗ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно закону, юр.лица и ИП обязаны:
"оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы)".А вот основные требования к тахографам, сроки и порядок их установки на ТС закреплены в двух приказах Минтранса: №273 и №36.
Приказ №273 Министерства транспорта РФ от 13.08. 2013 г. определяет сроки оснащения различных категорий ТС цифровыми тахографами с блоком СКЗИ:
- N2 и N3, используемые для перевозки опасных грузов - до 1 апреля 2014 года.
- М2 и М3, используемые для перевозки пассажиров (за исключением городских и пригородных маршрутов) - до 1 июля 2014 года.
- N3 полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов), предназначенные для междугородных перевозок - до 1 июля 2014 года.
- N3 (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемые для перевозки грузов, не относящихся к опасным - до 1 сентября 2014 года.
- N2, используемые для перевозки грузов, не относящихся к опасным - до 1 апреля 2015 года.
- N2, N3, M2 и M3, оснащенные аналоговыми тахографами - до 1 июля 2016 года.
- N2, N3, M2 и M3, оснащенные при производстве до 1.04.2014 тахографами ЕСТР - до 1 января 2018 года.
- N2, N3, M2 и M3, оснащенные в мастерских до 11.03.2014 тахографами без блока СКЗИ (соответствующими ПП №720) - до 1 января 2018 года.
- М2, М3, осуществляющие пригородные регулярные перевозки - до 1 июля 2018 года.
- М2, М3, осуществляющие городские регулярные перевозки - до 1 июля 2019 года.
Требования к устройствам и правила их использования/обслуживания подробно расписаны
в Приказе Минтранса РФ №36 от 13.02.2013 г. Так, тахографы, устанавливаемые на транспортные средства, должны:
- Обеспечивать регистрацию поступающей в режиме реального времени информации в защищённой памяти устройства (СКЗИ) и обработку поступающих данных.
- Обеспечивать защищённое хранение информации ограниченного доступа (электронная подпись, ключи проверки электронной подписи и аутентификации).
- Обеспечивать распределение и регистрацию данных, не требующих защиты от корректировки.
- Поддерживать постоянную связь с навигационными системами ГЛОНАСС, GPS.
В тахографах должно гарантированно поддерживаться функционирование следующих режимов:
- Рабочий. Фиксирует все события, возникающие во время движения транспортного средства (маршрут, скорость, время работы и отдыха водителя).
- Режим контроля. Контролирует и фиксирует деятельность водителя в пунктах контроля.
- Режим проверки технических параметров транспортных средств на соответствие соблюдения оптимальных режимов работы транспорта и действий водителя (режим предприятия).
- Режим корректировки внесённых установочных данных. Проверка и внесение необходимых изменений в идентификационные данные установленного оборудования (режим мастерской).
Каждый из вышеперечисленных режимов активируется отдельной картой, обеспечивающей аутентификацию и идентификацию водителя/предприятия/контролера/мастерской с использованием средств криптозащиты. Тахограф в автоматическом режиме осуществляет разграничение доступа к имеющимся функциям в зависимости от типа и владельца карты.